MEGATIS Атлас мира Румыния |
реклама у нас |
Подразделы: Бухарест, Добруджа, Валахия |
Румыния |
|||
Краски, победившие время («внешние» фрески монастырей Румынии)
…Древние стены словно укрыты многоцветным праздничным ковром. Зрелище неправдоподобное – в первую минуту проще поверить, что здание вывернуто наизнанку, чем понять, что росписи действительно вынесены на наружные стены.
Средневековые мастера и в России, и в Западной Европе тоже помещали иногда фрески не только внутри храма, но и снаружи – но только небольшими фрагментами, на фасадах. Здесь же, в Румынии, на земле княжества Молдова (современная Молдова – только часть этого большого средневекового государства) все стены церквей снаружи сплошь покрыты великолепными росписями.
Что это? Прихоть заказчика? Причуда живописца, уверенного, что его краски смогут годами противостоять любой непогоде? На закате средневековья здесь была реализована спорная, но поистине революционная идея: вынести фрески из полумрака внутренних залов прямо на внешнюю поверхность стен, на свет, на воздух, к толпе. Сплошная ткань ярких полихромных изображений на фасадах скрадывает материальность каменной кладки, плоскости стен словно исчезают, разрушая при этом единство здания: архитектурные детали существуют совершенно самостоятельно, в виде отдельных элементов причудливой гигантской рамы. Фресковая живопись, обычно подчиненная архитектурному замыслу, берет здесь верх над ним, оставив за архитектурной формой лишь вспомогательную роль… …Первые каменные монастыри начали сооружаться здесь во второй половине XV века, при господаре Стефане III, прозванном Великим. Это была суровая эпоха борьбы против надвигавшегося владычества оттоманской Турции, и монастыри служили не только оплотами религии, но и военными крепостями. Здесь, в Карпатах проходила тогда главная линия противостояния между христианским Западом и мусульманским Востоком, который олицетворяла Османская империя, все яростнее боровшаяся за мировое господство. Уже пал Константинополь, столица великой Византийской империи, а Молдовское княжество все еще упорно продолжало отстаивать свою независимость. Годы правления Стефана чел Маре стали не только временем военной славы, но и золотым веком искусства Молдовы. Несмотря на непрекращающиеся войны с восточными и западными соседями, господарь тратил огромные средства на строительство монастырей, окруживших кольцом столицу Молдавского княжества. Гумор, Сучевица, Молдовица, Воронец, Арбор, Рашка, Пробота, Слатина, Путна, Патрауцы, Драгомирна… Как это случалось не раз в смутные и ненадежные времена, под защиту монастырских стен приходили не только крестьяне окрестных сел, но и мастера, и художники – и монастыри-крепости становились своеобразными хранителями многих ремесел и искусств. Вся жизнь княжества была подчинена борьбе за независимость – это и вызвало к жизни многие сюжеты росписей. Во времена средневековья и скульптуры, и фрески, и любые элементы декоративного оформления храмов были своеобразной книгой, Библией для неграмотных. Человек средневековья не разбирал букв, но свободно читал сложный, мистически многозначный «текст», зашифрованный в фигурах святых и пророков, в композиции библейских сюжетах, в ясных ликах… «Осада Константинополя» - часто встречающийся здесь сюжет. Традиция предписывает изображать осаду Константинополя персами в 626 году. Но рукой мастеров средневековой Румынии двигало свежее еще в памяти христианского мира падение твердыни православия под натиском турок в 1453 году. Противотурецкий заряд несла в себе и еще одна распространенная на фасадах румынских храмов сцена – «Страшный Суд». Огненная река рассекает алым зловещим рубцом лазурь фрески; внизу беснуется нечисть, подвергающая адским мукам нераскаявшихся грешников; над ними тянется длинная очередь еретиков и вероотступников, ожидающих суда. Среди грешников представлены все враги православной веры: турки, татары, католики. Порой достигается даже портретное сходство с историческими личностями: на фасаде церкви Благовещения в Молдовице среди турков на "Страшном суде" изображен сам султан Мухаммед. Именно очередь нераскаявшихся грешников в Геенну огненную является цветовым и психологическим центром всей композиции. Выполняя "политический заказа своего времени", средневековый мастер был чужд всяких сантиментов. Враги православной веры и Молдовского государства были названы в лицо. Каждый верующий, будь то местный землевладелец или крестьянин из соседнего села, должен был осознать справедливость борьбы с врагами государства, души которых будут вечно страдать в Преисподней. |
|||
Оставить отзыв Поделитесь своими впечатлениями |
Автор:
Салмин и компания
|
ВСЕ ТУРЫ |
|
ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ |
|
ВСЕ БИЛЕТЫ |
|
09.03.2006 |
Программа Super-ski в Румынских Карпатах стоимостью в 130 миллионов евро В период 2006-2008 года в Румынских Карпатах будет... далее |
06.12.2005 |
Новый отель на румынском курорте Пояна Брашов В румынском городе Пояна Брашов британская... далее |
02.12.2005 |
Горнолыжный сезон в Румынии начался значительно раньше В горах Румынии выпал снег, и горнолыжный сезон... далее |
07.10.2003 |
Планируемые еженедельные объемы пассажиров по горнолыжным направлениям RATA-news опубликовала планируемые еженедельные... далее |
02.06.2003 |
Круизы компании "Укрречфлот" В нынешнем году акционерная судоходная компания... далее |
24.04.2003 |
Узбекистан и Румыния будут сотрудничать в области туризма Министры иностранных дел Узбекистана и Румынии... далее |
03.03.2003 |
Румыния из-за густого тумана закрыла свои гавани и аэропорты Румыния закрыла три своих черноморских, а также... далее |
|